Осенью 2013 года в «Тамтэке» появилась идея создать рабочие группы: мобильная разработка, big data, веб-фреймворки, — в общем все, что было интересно, но не всегда было на текущем проекте. В этом же списке оказалась тема юзабилити, интерфейсов и проектирования взаимодействия. Собрались и разработчики, и тестировщики, и менеджеры. Мы начали с понимания того, что уже знаем: делились опытом, рассказывали о прочитанных книгах и статьях. Экспертов среди нас тогда не было, но мы усвоили основы того, что такое хорошо и что такое плохо. В теории. Руки же просили практики, и мы ее нашли — начали с внутренних проектов, удобство которых было еще не идеально. Выбор пал на приложение для проведения конкурсов фотографий. Тут же провели тестирование на пользователях (как удобно, когда они сидят в соседнем кабинете!), а анализ результатов оформился в первый вариант набора рекомендаций — простой текстовый файл со списком изменений. Этого было вполне достаточно, ведь разработчики приложения были с нами и при тестировании, и при анализе.

После этого Дима Пашкевич попросил сделать похожий набор рекомендаций для сайта администрации Омской области. Мы прошли по списку общих стандартов и оформили все несоответствия. Через несколько месяцев повторили тестирование, и, что особенно приятно, многие найденные ранее ошибки были исправлены.

На этом этапе из отчетов исчез профессиональный сленг, чтобы их мог понять любой. И в тоже время пришло понимание, что больше мы ничего сделать не можем. Для того, чтобы сайт стал действительно удобным, нужно и плотное общение с заказчиком, и понимание его бизнес-целей, и тестирование с пользователями для выяснения их потребностей и сценариев. В данном случае все это было недоступно.

К счастью, в это время вышла первая версия внутреннего продукта мониторинга навыков сотрудников с достаточно сложной логикой, несколькими типами пользователей. А что особенно важно, появилась возможность со всеми пообщаться и провести тестирование. Работа с этим продуктом продолжается больше двух лет, и для ее описания понадобится отдельная статья.

Итак, после первого года работы группы на нашем счету были: анализ трех различных сайтов; накопленная база знаний (пусть и небольшая); пополнение летней стажировки по направлению «Тестирование» лекцией и практикой по юзабилити; попытка создать чек-лист для тестирования (куда же тестировщики без чек-листов :). Состав немного изменился, и нас стало еще больше.

2015 год был годом перемен: сменился руководитель группы и мы начали заниматься анализом удобства на наших коммерческих проектах. Уже не мы искали, на чем бы попрактиковаться, а к нам приходили с просьбой посмотреть. Отчеты сменили язык на английский, обросли морем скриншотов и пояснениями. Появились шаблоны для полной и lite-версий отчета с рекомендациями на русском и английском. Помимо тестировщиков, свою версию лекции по юзабилити получили и стажеры направления веб-разработки.

Из особо приятного — весной съездили в Санкт-Петербург на UI/UX конференцию, а летом провели тимбилдинг.

Сейчас мы собираемся как минимум раз в 2 недели, продолжаем рассказывать о книгах и статьях, учимся работать с различными проектами с точки зрения юзабилити-специалистов. В начале нас было 8 человек, теперь — 26. Нам уже не хватает 3 часов лекций для стажеров, чтобы передать накопленный опыт. И мы продолжаем бесконечно спорить с маркерами у доски :)

Тем, кто захочет организовать подобную группу у себя, могу посоветовать следующее:

  1. Обязательно нужен лидер группы, который будет заниматься организационными моментами
  2. Встречи должны быть регулярными(хотя бы 1-2 раза в месяц)
  3. Начните с основ, без знания теории все рекомендации превращаются в список личных предпочтений
  4. Как можно больше практики, ведь любое неиспользуемое знание забывается очень быстро
  5. Оформляйте результаты своей работы так, чтобы это было удобно тем, кто будет ими пользоваться. Это требует дополнительного времени, но оно точно того стоит

Екатерина Боброва

RSS