В этой статье вы не найдете ответа на вопрос, кто такой тестировщик, и чем он занимается. Еще мы не будем долго и мучительно говорить, что именно специалисты отдела тестирования знают систему лучше любого разработчика, заказчика и даже пользователя. Вы не услышите от нас помпезных заявлений, что вон тот парень из QA является связующим звеном между командой разработки и пользователем. Нет, это статья не об этом.

Представим себе среднестатистическую команду проекта: менеджер, группа разработчиков, иногда дизайнер и доблестные тестировщики. На плечах последних лежит процесс выявления и понимания проблем интерфейса. Если для этого в вашем проекте есть юзабилити-эксперт, то можете дальше не читать. Но если ты тестировщик и твой диагноз «юзабилити», то смело читай дальше.

Этот материал о 4 рабочих правилах каждого уважающего себя тестировщика, который и баги репортит, и за юзабилити в ответе. Как сделать так, чтобы разработчики делали фичи удобными? Не брались за реализацию нового функционала, не доведя до ума старый?

Проговаривайте с разработчиками заранее свое видение и «хотелки». Убедитесь в том, что вы и девелопер имеете одинаковое видение проблемы, напомните ему о, казалось бы, очевидных для пользователя вещах. А лучше задокументируйте все. Это намного ускорит процесс разработки и в итоге вы получите более качественный и удобный продукт с меньшим количеством багов.

Если не получилось обговорить все заранее, ну или в ходе тестирования вам захотелось внести что-то новое, то просите улучшить. Вероятнее всего в процессе тестирования системы вы обнаружите дефекты, и разработчики будут вносить правки в код. А заодно можно сделать и небольшие фиксы по юзабилити. Только не называйте эти улучшения багами или ошибками! Разработчики обижаются, очень. Ведь они писали код, пытаясь учесть все, уважайте их труд.

Аргументированно отстаивайте свое мнение, чтобы разработчик сам сказал: «А ты прав, да и сделать это недолго», — ведь как говорили древние греки «истина в вине», ой, точнее рождается в споре. Конечно, бывают моменты, когда абсолютно нет времени на юзабилити фиксы, когда проект горит, завтра продакшн, ничего не работает... Но это не вечное состояние проекта, и мы можем найти удачные моменты для юзабилити фиксов.

Заказчики любят, когда команда разработки проявляют инициативу, предлагая интересные решения, лучшие варианты. Но будьте аккуратны на поворотах, не нужно «перелопачивать» весь дизайн без ведома заказчика. Достаточно предложить свои варианты с указанием плюсов, которые получит заказчик после внедрения. Не забудьте в таких случаях быть мягким котиком, а не диктатором. И, представьте себе, заказчики в большинстве случаев идут на предложенные изменения (тут, как и везде, не без исключений).

И напоследок парочку до боли знакомых ситуаций.

Ситуация 1. Предположим, что Product Owner не очень-то настроен на улучшение продукта и хочет больше-больше новых фич. Обычная ситуация, особенно при старте проекта. Вы предлагаете ему кучу улучшений, и он вроде бы не против, но «не сейчас». Так, у вас в бэклоге накопилась туча improvement-задачек. Большинство из них — это минутные фиксы: поменять цвет текста, переместить кнопки, сделать область кликания больше. А тем временем разработчики делают те самые фичи, перекраивая страницы. Возникает вопрос: а почему бы не сделать те самые минутные улучшения для перекраиваемой страницы? В Тамтэке делают именно так. И это работает :)

Ситуация 2. Все боятся слова дедлайн. Он всегда наступает неожиданно. Всегда есть, чем заняться и тестировщику, и разработчику перед этим событием, и мы можем упустить какие-то вещи или, как это обычно бывает, отложить их «на потом». Огромный совет: не оставляйте «на потом» улучшения. Вероятность того, что вы это сделаете в ближайшее время, стремится к нулю. Очень быстро стремится. Как говорится, не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Следуя этим советам, мы делаем мир чуточку лучше, продукт качественнее, а жизнь наших пользователей — удобнее и быстрее. Мы верим, что после работы с нашим приложением заказчик и юзер остаются довольными, практически как этот кот:)

Анастасия Пиньгина

RSS